Cтраничка Росомахи


Одежда

Хостинг от uCoz

Мужской костюм

Когда первые исследователи континента достигли Ирокезов, у них была одежда из выделанной кожи, которая дополнялась меховой медвежьей накидкой для необходимого тепла. В раннем периоде костюм был из выделанных медвежьих шкур, или оленьей кожи и состоял из двух частей, которые соединялись в верхней части, и носились так, чтобы одна часть свисала спереди и одна сзади, леггин из плотной оленьей кожи, длиной выше колен, мокасин, и тюрбана или головного убора. Костюм часто украшался крашеным волосом и перьями в основном платье, дополнительными вставками шкурок горностая на рукавах и спереди пальто, также были коленные, ручные и наплечные ленты, ожерелья из когтей медведя, орнамент следа оленя, коленные трещотки, и декоративные ленты, вышитые иглами дикобраза. Пояс из кожи оленя, на который вешались необходимые предметы, дважды оборачивался вокруг талии, и связывался спереди. Боевая дубина и нож для скальпирования носились на внешней стороне пояса и завершали наряд воина. Также практиковались раскраска и татуировка лица и тела. Вождь носил ленту из оленьей кожи через одно плечо по диагонали через грудь, завязанный с левой стороны. Она также как и пояс украшалась иглами дикобраза и расшивалась. На церемониях плечевая лента из оленьей кожи заменялась кушаком, сотканным из волокон или яркой цветной пряжи с длинной бахромой на концах. Этот кушак был наиболее ценной частью костюма. Ранние леггины из оленьей кожи плотной выделки достигали уровня бедра, и имели ленты или кожаные ремешки, чтобы привязывать их к поясу. Они опускались на мокасины и прикреплялись к коленям при помощи подвязок. По внешней стороне леггины вышивались иглами дикобраза. Бахромой украшалась в основном военная одежда, а в мирное время носилась одежда без бахромы по внешнему шву. Позже леггины делались из красного или темно-синего сукна, разрезанного на прямые полосы, широкого и свободного покроя. Суконные леггины завершались широкой бисерной вышивкой по низу, также бисерная вышивка шла по границе шва на внешней стороне. В начале колониального периода Ирокезы стали носить кожаные пальто и брюки по европейскому покрою. Кожаные брюки или леггины иногда украшались бахромой, иглами дикобраза и бисером. На кожаных пальто использовались медные клепки. Кожаные леггины и мокасины носили до середины девятнадцатого столетия (1840-1850). Белые рубашки, которые одевали навыпуск брюк, были частью позднего костюма. Передняя сторона церемониальных рубашек или жилеток обильно украшалась бисерной вышивкой с цветочным орнаментом. Это делалось и для танцев, так как большинство индейцев любили смотреть на красивое, и сложный ирокезский костюм особенно тщательно подготавливался для племенных танцев. Одно время мужчины носили юбки из мягко выделанной кожи аналогичные по стилю килтам шотландских горцев. Юбка лентой оборачивалась вокруг талии и висела до колен. Вышивка иглами и орнамент использовались для украшения юбки, которая была любимой частью танцевального костюма. В последующем оленья кожа заменялась различными тканями. Набедренная повязка из оленьей кожи или сукна была четверть ярда шириной и два ярда длиной. Она проходила между ног и пропускалась через пояс с внешней и обратной стороны так, что концы свисали вниз над поясом спереди и сзади. Красивая бисерная вышивка была на одном или обоих концах набедренника. До середины девятнадцатого столетия большинство мужчин не носили длинных волос, заплетенных в две косы. Воины брили или жгли волосы, оставляя только скальповую прядь. В раннее время служили в качестве головного убора шкурки с головы енота или другого небольшого животного. Круглую шапку, сплетенную из ивовых прутьев в два слоя, носили для защиты от удара боевой дубины. Позже этот тип шлема превратился в головной убор или круглый тюрбан. Он обрамлялся полосами, формирующими круг, чтобы одевать на голову, с двумя перекрестными дугами над верхом. Это все закрывалось выделанной кожей, красным или синим сукном, бархатом, или шелковым платком, обод сшивался и покрывался иглами, бисером или серебряной полосой. Несколько мягких перьев прикреплялись к верху головного убора с одним длинным орлиным пером, установленным на макушке и отклоненным назад. Перо орла свободно вставлялось в держатель, так чтобы оно кружилось или дрожало с каждым движением владельца или при малейшем ветре. Это перо отчетливо характеризовало ирокезский головной убор. На тропе войны мужчины носили головной роуч подобный оджибвейскому, сделанный из оленьего хвоста. В начале девятнадцатого столетия мужчины и даже некоторые женщины носили высокие бобровые шапки, которые затем вошли в моду среди белых. Сверху на шапке нашивались полоски серебра, показывавшие достаток хозяина. Ожерелье из "душистой травы" носилось с традиционным мужским и женским костюмом. Оно состояло из душистой болотной травы, и плелось на трехжильных шнурах. Через каждые три или четыре дюйма ожерелье украшалось небольшими дисками травы. Диски украшались простыми бисерными узорами. Они имели сходство с древними каменными бусами (runtees). Обычно на ожерелье их использовалось четырнадцать штук.

Женский костюм

В раннее время женщины носили кусок оленьей кожи, обернутый вокруг тела подобно юбке, которая запахивалась слева направо так, как сейчас запахивается современная мужская одежда. Наверху кожаная юбка подворачивалась на несколько дюймов по ленте (поясу) из оленьей же кожи, завязывавшейся вокруг талии, что позволяло твердо закрепить юбку. Левая сторона юбки запахивалась сверху и могла быть отброшена, чтобы оголить правую ногу так, чтобы бедра более свободно могли использоваться во время работы, и скатывалась, чтобы выделка оленьих кож или растительных волокон не отнимали много времени. Другие предметы одежды, постепенно добавленные к короткой кожаной юбке, включали леггины, мокасины, и оленью или мохнатую медвежью шкуру. Одежда заканчивалась проймами по краям и по нижнему краю юбки. Летом женщина носила только короткую кожаную юбку. Костюм, который носили женщины как раз перед Революцией (1770) включал: юбку из тонкого сукна или Турецкой ткани (коленкора), сделанной по подобию древней юбки из оленьей кожи, длинный жакет, верхнюю блузу или тунику с рукавами, фланелевую нижнюю юбку, леггины, которые доходили только до колен, и платка, обычно сделанного из темно - синего сукна, площадью в два ярда, который служил как накидка и в который заворачивались зимой. Небольшой платок обычно был площадью приблизительно один квадратный ярд и использовался как покрывало. Платки часто вышивались по одному углу. Сукно очень часто использовалось теми, кто мог себе это позволить. Так же как и ранняя юбка из кожи, юбка более позднего костюма оставляла открытым правое колено. Нижний край и угол с левой стороны обшивались бисером или шелковой лентой. Бисер и ленты часто комбинировались вместе. Узор по краю юбки обычно состоял из символического небесного купола с мировым древом, растущим от вершины неба и разветвляющимся, изгибы которого символизировали жизнь. Орнамент в углу представлял собой большое древо совета, которое существовало в центре земли. Жакет и верхнее платье появились, несомненно, после контактов с белыми. Обычно он шился из тонкой фланели или коленкора зеленого, красного или синего цветов и был свободного покроя, частично присобранный в талии и опускающийся до колен; у него были длинные рукава и гофрированный ворот, застегивавшийся спереди серебряными брошками. И сам жакет, и гофрированный ворот обычно заканчивались узкой окантовкой белым бисером, выполненной поверх шелковой ленты контрастирующего цвета. Одежда тех, кто имели богатство и положение, была украшена многими рядами серебряных брошек. Женские леггины делались из яркого красного или темно - синего сукна, с разрезом спереди длиной от четырех до шести дюймов, украшенного узкой окантовкой из белого бисера и цветной ленты по краю разреза и более широкой окантовкой поперек основания (снизу). Узкий ряд бисера, окаймлял законченный внешний шов. Повязки, наколенники и пояса из ткани или бархата, украшенные узорами из бисера, были частью церемониального костюма. Также широко использовались серебряные браслеты, кольца, украшения для волос, и серьги. Женщины племен Тускарора и Сенека носили шотландские береты, вышитые бисером. Красивые расшитые бисером сумочки носили с суконными и бархатными платьями. В ранние времена Могаукские женщины носили небольшой мешочек с зернами кукурузы, притороченный к поясу, но это исчезло, когда они прекратили постоянно носить традиционную одежду. После 1860 г. и позже костюмы встречаются гораздо реже; как заметили эксперты на регулярных фестивалях, большинство Ирокезских женщин переняли костюмы своих белых соседей. Ирокезские женщины разделяли свои волосы пробором посередине. Замужние женщины носили одну косу, сложенную пополам и оборачивали ее украшенной иглами или расшитой бисером лентой из оленьей кожи. Не состоящая в браке женщина носила две косы и окрашивала часть скальпа. Волосы были хорошо смазаны медвежьим жиром или подсолнечным маслом. Красная пудра для лица, с тонким ароматом, сделанная из распыляемой сухой трухи от внутренней части сосны, давала гладкий, бархатный оттенок коже.

Мокасины

Ирокезы носили мокасины из оленьей кожи на мягкой подошве двух типов. Мокасины Кайюга и Сенека были сделаны из одного куска кожи со швами на пятке и на верхней стороне стопы, но подошва была цельной. По верхней стороне через четверть дюйма кожа собиралась в складки с каждой стороны, что добавляло прочность шву. Такой шов по внешней стороне мокасина собирал вместе две половины. После сшивания шов отбивался так, чтобы складки лежали плотно. Законченный шов часто покрывался узкой полосой вышивки из игл или бисера. В некоторых случаях вышивка делалась прямо по сторонам шва. В качестве нити использовались сухожилия. Иглы делались из небольших косточек, взятых из сустава щиколотки оленя, и были известны как "мокасинные иглы". Могауки восточной части Нью-Йорка делали мокасины другого типа, подобные мокасинам Алгонкинов, у которых носок мокасин собирался в U-образную форму, которая иногда украшалась. Расшитая иглами или бисером часть передка могла прослужить дольше, чем сами мокасины. Эта декоративная часть отпарывалась от поношенных мокасин и использовалась на новых. Ирокезские мокасины поднимались на несколько дюймов выше щиколотки и крепились при помощи шнурков из оленьей кожи, продетых через дырки на каждой стороне мокасина. Обычно голенища мокасин сворачивались, чтобы сформировать отворот. У женских мокасин этот отворот был уже сшит. У мужских мокасин отворот разделялся по заднему шву так, чтобы две стороны отворота свисали отдельно. Отвороты ирокезских мокасин в разное время украшались вышивкой лосиным волосом, ткаными или вышитыми иглами дикобраза лентами, вышивкой бисером или другими доступными материалами. На старых мокасинах Сенека видно одновременное использование игл дикобраза, бисера и шелковых лент. Небольшие металлические диски, а также шнурки из хлопка или шелка использовались вместе с бисером для украшения мокасин. Отвороты ранних мокасин иногда завершались пришитой бахромой из кожи с добавлением лосиного волоса. Бархатные и суконные отвороты были популярны на более поздних мокасинах. Черный и коричневый бархат, а также красная и черная фланель использовались на отворотах. Края бархатных отворотов обшивались хлопковой тканью, хлопковым шнурком или шелковой лентой. На старых мокасинах Тускарора видны черные бархатные отвороты, связанные красным шерстяным шнурком. Вышивка волосом американского лося на мокасинах представляла собой тонкие линии и цветочный орнамент. Иглы дикобраза использовались в линиях, переплетенных зигзагом, и в прекрасном цветочном орнаменте. Образцы вышивки бисером различались от красивых треугольников, линий и двойных кривых на мокасинах Сенека и Кайюга до крупных цветочных орнаментов на мокасинах Тускарора и Могауков. Матовый, перламутровый, и прозрачный бисер различных размеров использовался в художественном оформлении мокасин различных периодов. Одно время Ирокезы плели мокасины из кукурузных листьев или древесных волокон.
Гостевуха Главная Народы История Культура Сказки Вампум Аксессуары Обряды Общее Еда Откуда это



Хостинг от uCoz